Тема: «Зимний пейзаж»
Программное содержание: формировать у детей умение создавать картины зимней природы, закреплять умение рисовать деревья на ближнем, среднем и дальнем плане. Формировать у детей умение передавать в рисунке строение деревьев, изображать хвою неотрывными штрихами.
Материалы и оборудование: репродукции картин о зиме, альбомные листы, гуашь, акварель, кисти, восковые мелки, аудиозапись П. Чайковского «Декабрь»
Ход Н.О.Д.
1 занятие.
Создание фона-подмалевка для будущей композиции
1. Вводная беседа.
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Воспитатель : -Вот и вступила зима в свои права. А вы любите зиму?
Ответы детей.
В: - Почему?
Ответы детей (зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, можно играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снеговика)
По ходу высказываний детей воспитатель может выставить на мольберт сюжетные рисунки о детских забавах
В: - Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт - словами:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Композиторы рассказывают о зиме звуками. Вот послушайте. Это о зиме.
(звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь» или А.Вивальди «Зима» ч.1)
В: - А как могут рассказать о красоте зимы художники? Перед вами несколько пейзажей. Найдите пейзаж с изображением зимы.
- Как ты узнал, что это зимний пейзаж?
Ответ ребенка.
2. Постановка задачи.
В: - А вы хотите нарисовать зимний пейзаж?
Ответ детей.
3. Руководство выполнением задания
В: - Мы уже знаем, что рисование любого пейзажа начинается с линии горизонта: вверху – небо, внизу – земля. Какой краской лучше нарисовать небо? Почему?
Д: - Акварелью, потому что небо легкое, прозрачное.
В: - А какой краской будем рисовать землю, укрытую снегом? Почему?
Д: -Гуашью, потому что снег плотный, лежит на земле как пуховое одеяло.
В: - Какого цвета небо?
Ответы детей
В: - Давайте посмотрим, как художники изображают небо в своих картинах.
В: - Небо, освещенное лучами восходящего солнца, может приобрести желтоватый оттенок, в ясные морозные дни бывает ярко-голубым, а иногда даже изумрудно-зеленым. В хмурый денек становится серым, а когда падает снег, небо бывает светлым, почти белым. Сильные морозы и заходящее солнце окрашивают небо в розовато-сиреневые оттенки . А ночью? Ночью небо темное, черное, темно-синее.
Зимой на небе можно увидеть необычное явление – это северное сияние осветило небосвод своими огнями.
Цвет неба постоянно меняется. Небо прямо-таки разноцветное!
(воспитатель сопровождает свой рассказ демонстрацией репродукций картин или фотографий или слайдами)
В: - Небо бывает разного цвета. Давайте подумаем, отчего это зависит.
Д: - От погоды, от времени суток…
В: - Подумайте, каким будет зимнее небо на вашем рисунке: ясное, пасмурное с тяжелыми тучами или освещенное солнечными лучами. Подумайте, какие краски заиграют на нем.
В: - Хочу вам напомнить, как лучше рисовать небо. Кто помнит, как мы рисовали небо акварельными красками в технике «по сырому»?
Ответы детей
В: - Работа в данной технике требует быстроты и собранности, важно сразу продумать, какими красками будешь рисовать.
Примечание. Можно использовать и другой способ – рисование на плотной бумаге школьными мелками.
4. Самостоятельная работа детей
• Простым карандашом дети проводят тонкую линию – линию горизонта (если дети захотят нарисовать солнце, напомнить, что рисовать его надо в форме круга без лучей, низко над горизонтом)
• Добавляют воду в акварель тех цветов, которую будут использовать в рисунке.
• Толстой кистью смачивают чистой водой только верхнюю часть листа до линии горизонта.
• Движениями кисти слева направо создают изображение «неба» (акварели на кисть надо брать немного, чтобы цвет получался легким, прозрачным).
5. Руководство выполнением задания
В: - Небо мы нарисовали. А что будем рисовать теперь?
Д: - Землю, укрытую снегом.
В: - Снежные сугробы нарисуем гуашью. А какого цвета снег?
Д: - Белый.
В: - А теперь посмотрите на зимние пейзажи. Да, снег белый, но может приобретать разные оттенки. На этой картине – желтоватый, здесь – голубоватый, а тут – чуть розовый. Как вы думаете, от чего зависит оттенок снега в зимнем пейзаже?
Д: - От цвета неба.
В: - Для рисования сугробов белой краске можно придать оттенок, добавив в неё капельку яркой краски. Старайтесь использовать те цвета, которые вы использовали при рисовании неба.
6. Самостоятельная работа детей.
• На палитре дети придают белой краске легкий оттенок
• Дугами и волнистыми линиями изображают снег.
7. Итог занятия
В: - Сегодня мы нарисовали зимнее небо и землю, укрытую снегом. А что нового вы узнали?
Д: ответы детей
В: - Как вы думаете, наш рисунок уже можно назвать пейзажем? Что можно еще нарисовать на нашей зимней картинке.
Д: - Не хватает изображений деревьев, кустов…
В: - На следующем занятии мы закончим наш пейзаж.
Рисунки надо просушить, разгладить и подготовить к следующему занятию.
2 занятие
1. Вступительная беседа
В: - На прошлом занятии мы начали рисовать зимний пейзаж. Фон у нас уже готов. И хоть для зимы характерны холодные тона, многие из вас добавили в фон немного теплых цветов, потому что в морозный солнечный денек в природе все искриться и переливается разноцветными огоньками.
2. Постановка задачи.
В: - А что же мы будем рисовать сегодня?
Д: - Деревья, кусты, падающие снежинки, следы животных на снегу…
Нарисуем зимний лес:
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю тихо ложатся.
(Воспитатель прикладывает прозрачную пленку, на которой маркерами изображены деревья и кусты на детские рисунки с изображением фона, снег можно нарисовать корректором)
3. Руководство выполнение задания
В: - Ваша задача – продумать какие деревья будут расти у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты, которые находятся близко к нам, поэтому изображать их надо выше и больше, потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
В: Деревья в вашем лесу могут быть разными: сосны, ели, березы, осины….
(воспитатель демонстрирует образец или технологические карты)
В: - Рисование любого дерева лучше начинать с изображения ствола. Ствол может быть прямым или искривленным. Потом изобразим ветви-ручки, затем маленькие веточки-пальчики. На елке и сосне не забудьте изобразить зеленые иголки жесткой полусухой кистью.
4. Самостоятельная работа детей
5. Физминутка
В: - Деревья зимой должны быть укрыты снегом. Давайте устроим снегопад.
С неба падают снежинки
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги
Не завязнуть в снеге чтобы
Поднимаем выше ноги.
И вот так идем, идем,
И к себе приходим в дом.
6. Руководство выполнением задания.
В: - Падающие снежинки можно изобразить концом тонкой кисти, но есть и еще один очень интересный способ – способ «набрызгов». На зубную щетку наносим гуашь. Направив щетку на лист бумаги, резко проводим по ней карандашом (или палочкой) по направлению к себе. Веточки деревьев и кустарников можно сверху покрыть «снегом» с помощью кисточки.
7. Самостоятельная работа детей
8. Итог занятия
В: - Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение, которое очень точно отражает то, то вы нарисовали:
Чародейкою-Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой,
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.