Конспект познавательного занятия по изобразительной деятельности.
Тема: Сюжет картины. Рассматривание картины В.Г.Перова "Тройка"
Программное содержание: Дать представление о сюжете, передающем содержание произведения искусства. Познакомить детей с категорией «трагического» в искусстве. Дать представление о том, что сюжет может быть связан с изложением приятного, интересного содержания, вызывающего положительные чувства, а также трагического, заставляя людей задуматься о пережитых событиях героев произведений искусства.
Материалы и оборудование: Репродукции картин разных жанров, репродукции Маковского «Дети, бегущие от грозы», Перова «Тройка»
Ход занятия.
1. Знакомство с новым жанром изобразительного искусства
Воспитатель выставляет на мольберте репродукции картин известных детям жанров – портрет, пейзаж, натюрморт.
В: - Здравствуйте, ребята! Вы теперь очень хорошо разбираетесь в жанрах живописи. К какому жанру живописи относится картина, если на ней изображён красивый уголок природы?
Д: - Пейзаж
В: - А если на картине художник изобразил предметы, лежащие на столе? Д: -Натюрморт
В: - Как называется жанр живописи, если художник изобразил человека?
Д: –Портрет В: - На прошлом занятии мы рассматривали картину Маковского «Дети, бегущие от грозы». Можно ли эту картину назвать пейзажем? Д: -Да. На картине изображена природа. В: -А можно ли эту картину назвать портретом?
Д: -Да. На картине изображены люди.
В:- Так к какому жанру живописи относится эта картина? О таких картиннах я никогда вам не рассказывала. Это новый для вас вид живописи – жанровая живопись.
В жанровой живописи всегда присутствует сюжет, т.е. какая-то история.
В картине «Дети, бегущие от грозы» есть свой сюжет, своя история. Картина рассказывает нам о двух детях, которые в лесу собирали грибы. Вдруг вокруг потемнело, поднялся порывистый ветер. Девочка подхватила младшего братика на руки и стремглав бросилась бежать домой в деревню.
2. Рассматривание картины Перова «Тройка»
В: -Сегодня я хочу показать вам картину, которая тоже относится к жанровой живописи и, значит, она тоже может рассказать нам какую-то историю.
Написал эту картину художник Перов и назвал её «Тройка». Как вы думаете, что может быть изображено на этой картине?
Д: - Цифра, люди, лошади…
В: -Почему лошадей впрягают сразу троих?
Давайте посмотрим, кого же изобразил художник на своей картине.
Воспитатель открывает репродукцию.
Д: Детей
В: - Что они делают?
- Перов назвал картину "Тройка". Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут - тройка измученных детей. К названию картины - "Тройка" - Перов приписал: "Ученики мастеровые везут воду".
-Легко ли детям выполнять эту работу? Почему вы так решили?
- Да детям очень тяжело. Они втроем впряглись, будто тройка лошадей и тянут огромную бочку, держась за веревки. Веревки впиваются в плечи детей. Их лица искажены страданием.
-На чем стоит бочка с водой?
- Какой-то добрый человек помогает детям втащить сани на пригорок.
- А что вы можете сказать о погоде?
- Страшный мороз на улице. Об этом говорит сама бочка. Мы видим, что вода, которая выплеснулась из бочки, тут же превратилась в лед, в сосульки.
Кроме мороза, сильный пронизывающий ветер и метель, как будто бьют детей в грудь. Видите, как ветер срывает с крыши снег, треплет волосы детей.
-А одеты дети совсем не по погоде. Их одежда ветхая, рваная. На мальчике слева одето пальто. Сразу видно, .что оно с чужого плеча – досталось от отца или старшего брата. Один рукав сильно поднят вверх, другой размотался и почти касается земли.
- На девочке под пальто одето летнее розовое платье. Видно, что оно совсем тонкое и согреть не может.
- Почему же эти дети взялись за такую тяжёлую, изнуряющую работу?
Д: -Заработать на скудную еду.
В: - Кто бежит рядом с детьми?
Д: -Собака. В: -Она, как будто ведет детей за собой.
- А тонкая веточка, лежащая на пути, создает ощущение непреодолимого препятствия.
- Глухая стена, глухая тоска, не имеющая выхода: никто не пожалеет бедных детей, никто не запретит им тащить такую тяжесть.
Это рассказ об определенном моменте трудной, трагической жизни детей.
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать,
Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы спать.
Нам домой скорей бы воротиться,
Но зачем идем мы и туда. Сладко нам и дома не забыться,
Встретит нас забота и нужда. Там, припав усталой головою
К груди бедной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей.
(Некрасов «Плач детей»)
- В каком доме могли бы жить эти дети? (выбери картину)
![](/1322404718_zimoy.jpg)
-Что они могли бы есть на завтрак?
![](/paint-ht-12.jpg)
-Что ждет этих детей в будущем?
-Об этой картине существует легенда. Художник Перов нарисовал в картине лица реальных детей, которых встречал на улице. Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для нее образ среднего мальчика. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей. Весной, в погожий солнечный день, художник, по обыкновению, бродил по улицам, приглядывался к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошел. Мальчик точь-в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились. Новые знакомые шли из рязанской деревни в монастырь, добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привел их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.
Пока Перов работал, женщина рассказывала ему про свою жизнь. Звали женщину тетушка Марья. Судьба ее не баловала. Тетушка Марья испытала голод и нищету, похоронила мужа, детей. Теперь осталось у нее одно утешение - двенадцатилетний сынок Васенька. Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти все явственнее показывалось лицо мальчика Васи. Запряженный в тяжелые, неподатливые сани, Вася будет теперь напоминать зрителям о трудной доле многих детей вокруг...
Прошло около четырех лет. Картина "Тройка" давно висела в Третьяковской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья - деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Она протянула художнику бедняцкий подарок - маленький узелок с яичками - и заплакала. Перов с трудом узнал тетушку Марью. Она рассказала, что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован Васенька. Перов объяснил гостье, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он повел тетушку Марью к Третьякову. - Родной ты мой! Вот и зубик-то твой сломаный! - вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.
Перов оставил ее одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и... молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь. Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.
- А может ли музыка передать горе человека?
Давайте послушаем.(аудиозапись Шуман. «Первая утрата»)
3. Итог занятия
|